Новости
27/03/2019
Ярослав Максименко: «Театр – мой способ восприятия действительности»

Омский режиссер рассказал, почему пришел в профессию и как рождаются спектакли.

 – Я не мыслю свою жизнь без театра, просто не знаю, как можно жить по-другому. Точно не могу вспомнить, в каком возрасте это осознание снизошло на меня, но уже в первом классе я решил поставить спектакль, который сам же и написал. Собрал товарищей, и мы сделали постановку. Что-то про Бэтмена, – смеется молодой омич, главный режиссер Центра современной драматургии Ярослав Максименко. Новый театральный проект, к которому приложил руку Ярослав, родился в 2017 году. Его главная фишка – не только современная драматургия, но и общение со зрителем – после спектакля актеры и режиссер готовы обсудить постановку с гостями ЦСД. Роль режиссера молодой человек примерил не сразу. В театр он пришел как актер, многие омичи помнят его по ролям в ТОП-театре.

По признанию самого Ярослава, он получил «кармический» знак. Родители Ярослава были не против театра, но только, если актерское образование станет вторым или третьи высшим по счету. Первая профессия должна быть «нормальной», но не случилось.

Я честно старался, но ничего не получилось, – признается режиссер. – И я поступил на актерский факультет ОмГУ. Причем поступил кармически, мне просто повезло. Один из мастеров – Александр Гончарук – просто позвонил мне после прослушивания и сказал, что ему в театр нужны молодые ребята. Мол, пойдешь ко мне? Так я попал в ТОП-театр и проработал в нем 10 лет.

Играть в спектаклях вы начали еще на первом курсе, а когда появилась уверенность в себе как в актере?

У меня до сих пор ее нет. Мне кажется, что как артист я занимаю ступень среднего звена. Это меня с первого курса «накаляло». Вот, вроде, все понимаю, как надо сыграть, а сделать не могу! А потом в определенный момент мы в театре стали практиковать этюдный метод постановки. Режиссер Анна Бабанова приучила нас к хорошей школе, научила разбираться, что происходит на сцене, и понимать, как все должно быть преподнесено. Мы начали самостоятельно делать этюды на заданную тему. Иногда наши работы интегрировались в спектакль без изменений. Так, в какой-то момент у меня начало получаться, в одной афише меня даже как ассистента режиссера указали. Потом к нам для постановки спектакля из Санкт-Петербурга приехал режиссер Игорь Григурко. Именно он отметил, что у меня «режиссерские мозги» и я должен этим пользоваться. Позже я узнал о заочке на режиссерском отделении в Щукинском училище, поступил, в июне защищаю диплом. Скоро закрою этот гештальт.

– Какой спектакль был первой вашей режиссерской работой?

– Сейчас я поставил уже штук 12 спектаклей, а первым был «Синяя птица» в инсценировке Ольги Подольской по пьесе Метерлинка. Было это еще в ТОП-театре. Первый опыт оказался весьма удачен, за что отдельное спасибо всем моим побратимам! Мы с ними долгое время «с одной тарелки ели», а тут я вдруг режиссер (смеется). Видимо, они чувствовали, что мне весьма непросто в этом амплуа, потому и поддержали.

– Как происходит рождение спектакля? По какому принципу вы выбираете вещи для постановки?

– Создание спектакля – настоящие роды! Ты интуитивно чувствуешь, в какую сторону двигаться и тащишь за собой людей. Они тебе доверяют или не очень, а иногда начинают и искоса поглядывать: «Брат, куда мы идем?». Не всегда ты можешь это объяснить, облечь в слова. У меня только один случай был, когда я понимал, что должен поставить конкретный материал, а остальное время выбор вещи для постановки – стечение обстоятельств. Симбиоз. Спектакль складывается из трех компонентов: время, автор и место. Но в любом случае то, что ты делаешь, – отражение тебя!

– Вы сейчас с головой ушли в режиссеру, в спектаклях больше не играете?

Играю, если это необходимо, могу заменить артиста в своем спектакле. Правда, у меня уже другой склад ума сформировался. Артист должен уметь отключиться от происходящего и полностью отдаться тому, что делает. У меня это не очень хорошо получается. Говорят же, что режиссера на сцене сразу видно. Он глазами по сторонам бегает, оценивает, как идет спектакль. Но заниматься актерской импровизацией для меня по-прежнему великое удовольствие, я, например, участвую в Drama battle у нас в ЦСД.

Сейчас вы – главный режиссер Центра современной драматургии, как вообще решились влиться в проект? Вы же участвовали в его создании.

Идею подала Света (прим.: основатель ЦСД, драматург Светлана Баженова). Мы (актеры ТОП-театра) загорелись этим проектом. У нас была команда, которую нельзя было потерять. По отдельности мы молоды и профессиональны и, безусловно, нашли бы себя, но вместе мы можем больше! Теперь мы имеем свой театр и небезразличного зрителя, которому проект интересен так же, как и нам.

– Цели на будущее уже намечены, что вам интересно в режиссуре, в театре?

– Театр – мой способ восприятия действительности. Я иду по этому пути и наслаждаюсь процессом! Конечно, есть и цели. Сейчас у нас есть свой театр, и мы несем определенную ответственность, как главный режиссер я ее чувствую. Все мои амбиции на данный момент слиты намертво с ЦСД, но, кроме этого, я хочу познать о театре максимум. Научиться всему, чему смогу, найти свое, возможно, перенять чужое, узнать об успехах и неудачах людей, которые понимают в театре намного больше меня, и передать уже имеющийся у меня опыт. Вся моя жизнь преломляется через призму театра.

5491

Поделиться: